Сто, мойка, автостоянка. Юридические аспекты.

Каждый автолюбитель не раз сталкивался с необходимостью обслуживания автомобиля на станции техобслуживания, а также с необходимостью мойки автомобиля. Сложно представить себе авто, которое не ломается, не требует регулярной замены  расходных материалов, не пачкается в российских погодных условиях. Из-за страха угона или порчи авто, многие пользуются услугами частных автостоянок.

Сто, мойка, автостоянка. Юридические аспекты.

Новостные сводки пестрят новостями о неприятных происшествиях с автомобилями клиентов станций, моек и автомобильных стоянок: многие находят на авто повреждения, поломки, а некоторые и вовсе не находят свои автомобили. Кто отвечает за сохранность автомобиля, если Вы оставили его на станции техобслуживания, мойке или частной автомобильной стоянке? Как оформлять передачу машины и с кого взыскивать ущерб, если, например, машину угнали в процессе оказания Вам услуги, расскажем ниже.

Как правильно передавать машину на ремонт?

Прежде всего, при передаче автомобиля на обслуживание необходимо проследить за правильностью составления документов. В соответствии с п. 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, договор с потребителем должен заключаться в письменной форме. Это может быть расписка, квитанция, заказ-наряд, или иной документ, в котором отражены условия договора с потребителем.

Если работы будут выполнены в присутствии потребителя, то закон также допускает устную форму сделки, либо такая сделка может быть оформлена путем выдачи квитанции, жетона, талона, кассового чека и т.п.

Также вместе с документом, подтверждающим заключение сделки, должен оформляться акт приема-передачи, правильное оформление которого позволяет избежать споров о состоянии автомобиля после ремонта. В акте следует указать имеющиеся дефекты автомобиля либо их отсутствие, а также комплектность – магнитола, коврики, колонки и т.п.

Кто ответит за вред, причиненный автомобилю во время нахождения его на СТО или мойке?

Итак, при приемке автомобиля из сервиса или автомойки Вы обнаружили на нем дефекты, которых не было при его сдаче.

В данном случае следует не принимать автомобиль по акту приема-передачи и сразу составить претензию на имя руководителя организации, в которой будут отражены все обстоятельства данной ситуации и предъявлены соответствующие требования. Если же каким-то причинам Вас вынуждают подписать акт приема-передачи, то в нем необходимо указать на наличие повреждений и подробно описать их. Нелишним будет также сфотографировать появившиеся дефекты.

Что касается требований, которые вы можете предъявить нерадивому исполнителю, то их спектр довольно широк. Законодатель указывает, что клиент всегда вправе потребовать выполнения любого из нижеуказанных требований:

  • безвозмездной починки (устранения образовавшихся дефектов);
  • снижения цены работ на стоимость устранения недостатков;
  • безвозмездного выполнения работы (оказания услуги) повторно;
  • возмещения стоимости услуг по самостоятельному устранению образовавшихся дефектов.

Если исполнитель не устранил недостатки в установленный договором срок, то Вы имеете право отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения причиненных Вам убытков. Также Вы можете отказаться от исполнения договора, если обнаруженные недостатки окажутся существенными или были допущены существенные отклонения от условий договора.

Любые из перечисленных выше требования, исполнитель обязан исполнить  в течение 10 дней с момента их предъявления Вами в письменной форме. В противном случае Вы имеете право потребовать выплаты законной неустойки в размере 3% в день (либо час, если сроки определены в часах) от цены услуги, но не более самой цены этой услуги (или работы).

Немногие знают, но также существует норма, согласно которой в случае полной или частичной утраты автомобиля исполнитель должен немедленно известить Вас об этом и в трехдневный срок передать безвозмездно Вам в собственность аналогичное по качеству транспортное средство взамен утраченного (поврежденного) либо выплатить Вам в 2-кратном размере его цену (цену запчастей и материалов), а также покрыть все Ваши расходы.

Кто ответит за угон автомобиля: угонщик или станция технического обслуживания?

Теперь представим одну из самых неприятных ситуаций – Ваш автомобиль угнали с СТО или мойки и разбили в ДТП. Как правило, подобные развлечения бывают интересны сотрудникам этих организаций, особенно если автомобиль представительского класса.

Так вот, на первый взгляд может показаться, что отвечать за свои действия будет сам угонщик. К тому же, склонять к этому скорее всего будет и сам директор организации по оказанию услуг – мол, какие ко мне претензии, он вообще здесь не устроен и т.д. и т.п. Однако, подобное утверждение противоречит закону, поскольку вред, причиненный работником при исполнении служебных обязанностей, подлежит возмещению работодателем. Здесь могут возникнуть сложности при доказывании наличия трудовых отношений, но останавливаться на этом аспекте не будем, поскольку по нему имеется отдельная публикация.

Кроме того, договор оказания услуг (выполнения работ) есть ни что иное, как договор подряда, а к данным правоотношениям применяются правила о хранении. Таким образом, у организации-исполнителя имеется установленная законом обязанность по сохранности переданного Вами имущества, за утрату или повреждение которого он несет ответственность.

За что отвечает автостоянка?

Если Вы ставите свой автомобиль на платной стоянке, то ее деятельность урегулирована Правилами оказания услуг автостоянок, в силу которых в случае повреждения или утраты автомобиля, автостоянка возмещает ущерб. При помещении авто на стоянку должна быть выписана квитанция или сохранная расписка, либо постоянный пропуск. Утрата квитанции об оплате не препятствует возмещению владельцем стоянки материального ущерба, который был причинен автомобилю. По закону хранитель, то есть автомобильная стоянка, может быть освобожден от возмещения ущерба в том случае, если докажет, что вред причинен «обстоятельствами непреодолимой силы» (стихийное бедствие, штормовое предупреждение, военные действия) или если вред наступил из-за «свойств вещи, о которых он знать не мог и не должен» (у автомобиля была неисправность газового оборудования, проводки). Если автомобиль угнали или подожгли, то за ущерб должна будет отвечать автомобильная стоянка.

Таким образом, во всех вышеуказанных случаях отвечать за ущерб, причиненный имуществу, будет организация либо гражданин, которому Вы передали указанное имущество на хранение или для оказания услуг, выполнения работ.

Большую часть успеха в восстановлении нарушенных прав занимает предусмотрительность потерпевшего до и после наступления ущерба для его имущества, это означает, что нельзя забывать о правильном документальном оформлении передачи вещей и работ, в частности, передачи автомобиля на ремонт или хранение. Вторым важнейшим фактором является полное и своевременное документальное закрепления фактического наличия ущерба. Правильное, добросовестное и разумное поведение закладывает серьезную основу для дальнейших судов. В вопросах восстановления нарушенного права всегда следует обращаться к профессионалам по праву, но при этом в случае возникновения ущерба следует предпринять все зависящие от Вас меры для того, что бы быть застрахованным на случай неприятного происшествия

Специалисты юридической компании «Содействия» всегда готовы оказать Вам бесплатную юридическую консультацию.