Возврат сложнотехнического товара

С каждым десятилетием мир вокруг нас становится сложнее и сложнее. Мир цифровых технологий подарил нам всевозможные гаджеты: телефоны, планшеты, ноутбуки, бытовую технику. В цифровом мире зачастую даже представить сложно хотя бы один день,  полностью свободный от гаджетов. А автомобильная промышленность и робототехника окружила нас различными машинами, которые помогают как в повседневной жизни, так и на производстве.

Новые технологии призваны сделать нашу жизнь проще. Так и происходит, пока наши помощники не выходят из строя. Такие товары, как правило, стоят недешево, что делает их поломку малоприятным событием в жизни пользователя. Зачастую выход из строя цифровой или бытовой техники дорого обходится владельцу, поскольку не добившись успеха в гарантийном центре, потребитель вынужден купить новую вещь на смену старой.

Вместе с тем, не все знают элементарных правил, позволяющих отстоять свои права при поломке бытовой техники или электроники, не допустить обмана  и уловок недобросовестного продавца.

Так как же вернуть автомобиль, смартфон, ноутбук или любую иную сложнотехническую вещь?

Сперва отметим, что такие товары отнесены к разряду сложнотехнических, а значит, они не подлежат возврату и обмену в течение  привычных нам 14 дней после покупки по причине того, что товар «не подошел». Это одно из главных обстоятельств, которое необходимо знать и понимать при покупке, поскольку просто так товар обратно не примут и не поменяют. Исключения составляют внутренние правила конкретного магазина, которыми могут быть установлены случаи, когда не бывший в употреблении товар обменяют на другой без проблем. Законодательство такой возможности не предусматривает, поэтому если магазин Вам откажет, то будет абсолютно прав.

Отдельно рассмотрим случаи, когда Вы можете потребовать возврата денег за приобретенный товар, либо потребовать  его замены в случае, если в товаре обнаружен дефект, имеющий производственный характер.

К таким случаям относятся:

— производственный недостаток (дефект) был обнаружен Вами в течение 15 дней с даты покупки товара. В этом случае Вы вправе потребовать возврата стоимости товара от продавца;

— производственный недостаток (дефект) был обнаружен Вами по истечении 15 дней с даты приобретения товара, но до истечения установленного продавцом гарантийного срока.

Если Вы обнаружили производственный дефект в обозначенный период, то Вы вправе потребовать у продавца возврата уплаченных денег или замены товара на аналогичный качественный только в следующих случаях если:

— использование товара не было возможным в течение более чем 30 дней в каждом периоде гарантийного срока;

— продавец нарушил сроки гарантийного ремонта;

— обнаруженный дефект является существенным, т.е. делает невозможным использование товара по назначению, либо товар вовсе ремонту не подлежит.

Во всех остальных случаях, покупатель вправе требовать бесплатного ремонта товара по гарантии,  либо уменьшения цены, уплаченной за товар, на стоимость устранения возникшего дефекта товара.

Для того чтобы воспользоваться своими правами, Вам необходимо уведомить продавца об обнаружении недостатков, составив в его адрес претензию, либо заявление, где обозначить вид недостатка и сформулировать свои требования. После получения такого уведомления, продавец обязан организовать проверку качества товара, где покупатель вправе присутствовать. Если Вы, как потребитель,  не согласны с результатом проверки качества, то продавец обязан за свой счет назначить и провести независимое экспертное исследование приобретенной техники. Если и после экспертизы спор о причине возникновения недостатков не урегулирован, то следующим шагом потребителя на пути к восстановлению своего нарушенного права будет обращение в суд.

К суду необходима тщательная подготовка, а, значит, если результаты экспертизы, которую провел магазин вас не устроили, то  Вам следует самостоятельно обратиться к независимому эксперту, который проведет свое исследование и абсолютно честно укажет причину поломки. Делать вы это не обязаны, но такое независимое заключение зачастую помогает убедить продавца в вашей правоте и не доводить дело до суда, либо закладывает крепкую основу для обращения в суд с уже готовым обоснованием проблемы.

Если производственный недостаток (дефект) был обнаружен  Вами по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет с даты покупки товара, то мало кто знает, что даже если магазин дает гарантию на технику — 1 год, в силу закона продавец несет ответственность за производственные недостатки товара в течение 2 лет с даты его покупки.

Однако в данном случае покупатель самостоятельно должен будет доказать, что недостаток возник по вине продавца. В таком случае, покупателю придется обратиться в экспертную организацию, которая проведет экспертизу и укажет, что имеющиеся дефекты возникли  по вине производителя до того как  товар был передан потребителю или по причинам, которые возникли до этого момента. Магазин в такой ситуации не обязан самостоятельно проводить проверку качества или экспертизу.

Обнаружив производственный дефект и убедившись в его происхождении, Вы можете смело обращаться с претензией к магазину, в которой Вы вправе выставить к магазину требования аналогичные требованиям, изложенным в предыдущем пункте.  К претензии требуется приложить заключение досудебной экспертизы.

Если магазин не желает добровольно удовлетворять Ваши законные требования, сформулированные в претензии, то Вы можете смело обращаться в суд.

В каждом из указанных случаев, если магазин, либо организация — импортер добровольно не исполняет Ваши требования, Вы вправе начислить неустойку в размере 0,1 %  от стоимости товара за каждый день просрочки исполнения требований, в качестве бонуса суд присудит еще и штраф в размере 50% от всех денежных сумм, взысканных в Вашу пользу.

Каждый потребитель должен знать свои права и уметь их отстаивать, чтобы не позволить продавцу себя обмануть, однако грамотное ведение судебной тяжбы лучше доверять профессионалам своего дела, которые хорошо знакомы с тонкостями процедуры. Споры в данной сфере достаточны сложны и требуют специальных познаний, поэтому рекомендуем Вам обращаться за помощью к профессионалам.