
Как проверить, кто прописан в квартире в 2025 году

Анастасия Андреевна
При покупке квартиры важно проверить не только право собственности, обременения и самого продавца, но и перечень прописанных жильцов. Это напрямую влияет на возможность нормально пользоваться жильём в будущем, поскольку зарегистрированные люди законом наделены правом проживания в недвижимости. Даже если не являются её правообладателями.
В этой публикации мы хотим дать полную картину относительно того:
- как проверить, кто имеет регистрацию на жилплощади;
- как заказать выписки на Госуслугах, в МФЦ, паспортном столе, управляющей компании или ТСЖ;
- являются ли актуальными домовые книги;
- какова роль единого жилищного документа.
Ответим на каждый вопрос по порядку.
Как узнать, сколько людей прописано в квартире.
На практике существует несколько методов, которые позволят покупателю или арендатору жилья проверить оформленных в нём жильцов:
- получить электронный документ через Госуслуги;
- заказать бумажное подтверждение в МФЦ;
- обратиться в паспортный стол;
- подать заявку в ТСЖ или УК;
- заказать единый жилдокумент (в некоторых субъектах).
Все правовые инструменты бесплатные. Платить за получение не нужно.
После подачи заявки придётся подождать от 1 до 3-5 дней. Главное правило – оформлять её непосредственно перед сделкой, чтобы не допустить обмана со стороны продавца. Распространённая ситуация, когда текущий собственник квартиры показывает бланк, выданный 2-3 недели назад. За это время ситуация могла кардинально измениться.
Справка о прописанных через Госуслуги.
Наиболее удобный инструмент в онлайне – портал государственных услуг. Для получения надо сообщить только адрес и кадастровый номер квартиры. Далее выбирается форма выдачи – электронная или бумажная. Последнюю можно забрать лично в отделении полиции или многофункциональном центре. Либо попросить отправить почтой.
Услуга оказывается безвозмездно. После заполнения заявки МВД автоматически отправляет запрос в Росреестр, чтобы проверить, что заявитель вправе запрашивать конфиденциальные сведения. Срок получения до 10 календарных дней.
Справка о зарегистрированных лицах в МФЦ.
Алгоритм заказа выписки аналогичен указанному выше. За исключением того, что необходимо лично явиться в отделение центра предоставления услуг с паспортом. Вероятно, придётся отстоять очередь, так как количество желающих обратиться за подобным документом всегда велико. К сроку получения стоит прибавить 1-2 дня на пересылку бумаг из ведомства в ведомство.
Выписка о прописанных из паспортного стола.
Ответственным за предоставление подобной информации всегда выступает МВД. Представители ведомства назначают дежурные дни в офисах по приёму граждан.
Для заказа информации необходимо взять паспорт, знать адрес и кадастровый номер квартиры. При обращении нужно назвать цель получения, поскольку акт представлен в нескольких формах. Для приобретения недвижимого имущества подходят № 8 и 9.
Также важно проверить, есть ли временно выписанные лица. Для этого заказывается ещё один акт под номером 12. Она кардинально отличается от 8-го и 9-го, так как показывает:
- кто и когда вписывался и выписывался в конкретном жилье;
- имеются ли граждане, которые в настоящий момент не проживают в квартире ввиду нахождения в местах лишения свободы или прохождения воинской службы.
Справка из управляющей компании.
Официально закон лишил УК и ТСЖ обязанностей по регистрационному учёту. Они перешли к министерству внутренних дел. Однако на практике в некоторых регионах продолжают выдавать информацию «о составе семьи».
Мы рекомендуем доверять официальным источникам и обращаться напрямую в МВД или онлайн на портале государственных услуг.
Взять справку из домовой книги.
При работе доверители часто просят наших юристов получить выписку из домовой книги. Однако уже 7 лет, как она упразднена. На её место пришли ЕЖД в Москве и сведения из паспортного стола в регионах.
В настоящее время копия страниц из ДК представляет собой архивную информацию. Она не имеет юридической силы. Не стоит полагаться на устаревший источник. Однако он полезен при изучении истории квартиры до 2018 года.
Заказать единый жилищный документ.
Мы рассказываем об этом способе последним, так как получить ЕЖД можно не везде. Услуга доступна только жителям столицы и нескольких регионов России.
Это бесплатный акт, который объединяет около 10 различных видов документации в жилищной сфере. В это число входят две важных для проверки перед покупкой справки:
- архивная (до 2018 года она именовалась домовой книгой);
- о зарегистрированных в настоящее время лицах.
Задача первой – дать информацию об истории прописки в конкретной квартире. Это важно для оценки добросовестности продавца. По архивным сведениям можно понять, являлось ли в прошлом жильё «резиновым», то есть использующимся для фиктивной регистрации мигрантов. Напомним, что последние пару лет санкции за подобное правонарушение заметно ужесточились.
Выписка о зарегистрированных людях показывает, кто владеет пропиской в квартире в текущий момент. Она нужна не только для анализа юридической чистоты сделки, но и при устройстве ребёнка в детский сад или школу.
Важный нюанс – в ЕЖД нет сведений о правообладателе и её обременениях. Для этих целей надо обращаться непосредственно в Росреестр.
Получить акт может только собственник или арендатор квартиры. Либо прописанные в ней и их представители по доверенности. Потенциальному покупателю откажут в выдаче. Форм подачи заявки всего 2 – через Госуслуги и лично в МФЦ. Чиновники вправе отказать в оформлении, если есть долги по ЖКУ или заявление заполнено с ошибками.
Рубрика: Недвижимость
Теги: Проверка, Квартира, Кто прописан, Кто зарегистрирован, Справка, Выписка, Проверка перед покупкой