ПАТ аэропортов Курумоч, Безымянка, Кряж и других в Самаре в 2024 году
Анастасия Андреевна
Самара является одним из лидеров по количеству аэропортов в пределах города. Подобные объекты накладывают серьёзные ограничения на градостроительную сферу, поскольку застройщики обязаны согласовывать свои действия с собственниками авиаузлов.
В данной публикации мы раскроем аспекты, связанные с этим:
- какие аэропорты находятся в Самаре;
- от каких из них нужно получать согласование;
- как его оформить;
- какие ограничения предусмотрены в приаэродромных зонах.
Перечень аэропортов Самары.
Сейчас в городе действуют 8 авиационных узлов:
- международный гражданский «Курумоч»;
- испытательный «Смышляевка»;
- экспериментальной авиации «Безымянка»;
- военные «Кряж» и «Бобровка»;
- спортивные «Рождествено», «Воскресенка» и «Красный Яр».
Большинство из них располагаются в границах Самары. Некоторые на небольшом удалении от неё.
В каких случаях требуется согласование?
Получить официальное согласие необходимо от Смышляевки, Кряжа, Бобровки, Рождествено, Воскресенки и Красного Яра, если земельный участок входит в их полосы воздушного подхода.
Что касается Курумоча и Безымянки, то согласительное письмо не нужно. Однако потребуется следовать следующему алгоритму:
- Определить точные географические координаты своего участка;
- Открыть решение об установлении приаэродромной территории по ссылкам, которые мы оставим в соответствующем разделе далее;
- Найти подзону и сектор, в которую входит землевладение (это можно сделать «на глаз» либо заказав выписку из ЕГРН или геодезический отчёт;
- Ознакомиться с ограничениями (в том числе связанными с высотой и типом ОКС);
- Принять самостоятельное решение о легальности строительства на основании требований ПАТ.
Приаэродромная территория Курумоча.
Несмотря на то, что международный гражданский аэропорт располагается в 35 км к северу от Самары, он имеет непосредственное влияние на особенности застройки города.
Приаэродромная территория утверждена приказом Росавиации от 15.08.2023 г. № 662-П:
Скачать полное решение об установлении ПАТ аэропорта Курумоч (104 МБ).
Обращаем внимание, что предыдущие приказы от 2021 и 2022 гг. признаны недействительными.
ПАТ состоит из 7 подзон. Застройщикам необходимо сделать анализ ограничений, которые соответствуют расположению их земельного участка. Об этом мы будем говорить в следующем пункте.
В ЗОУИТ Курумоча попадают следующие населённые пункты:
- города Самара и Жигулёвск;
- Красноярский, Волжский, Ставропольский и Елховский районы области.
Подзоны Курумоча.
1-я организована для обеспечения перевозок и маневрирования самолётов. Иными словами, это взлётно-посадочная полоса аэропорта.
Вторая граничит с первой и также предназначена для функционирования аэрокомплекса. Там располагаются склады, топливные станции, административные здания и аэровокзал. Объекты, которые не относятся к Курумочу, во 2-й подзоне запрещены.
Третья имеет диаметр около 30 км и поделена на 360 секторов. В каждом своя предельная высота строящихся и реконструируемых зданий. Минимальный показатель – 118 м, максимальный – 295 м.
Четвёртая налагает запрет на вышки связи, ретрансляторы и иные сооружения, которые могут нарушить радиосвязь между пилотами и аэропортом.
Кроме того, 4-я подзона делится на сектора, в которых предельная высотность варьируется в пределах 95-229 метров. Наиболее серьёзные условия вокруг 3 локаторов по периметру Курумоча.
В пятой не допускается опасная промышленность. Конкретный перечень определяется ФЗ-116.
Шестая накладывает запрет на создание недвижимости, способствующей привлечению птиц (свалки, фермы, пищевая промышленность с открытым способом хранения продуктов).
Седьмая отражает, в какой зоне превышены санитарно-гигиенические параметры из-за взлёта-посадки самолётов и работы оборудования. К ним относятся шум, вибрация и электромагнитное излучение. Как видно на карте, ночью неблагоприятные факторы распространяются дальше.
К списку запрещённых ОКС относятся:
- учреждения здравоохранения и образования;
- жилые дома, в том числе гостиницы;
- спортивные и детские площадки.
Аэродром Безымянка.
Является испытательным полигоном авиационного завода «Авиакор» и ракетного центра «Прогресс» на востоке Самары. Находится в собственности Минпромторга РФ.
Приаэродромная территория Безымянки.
Установлена решением Минпромторга от 05.02.2020 г. № 368:
Полное решение об установлении ПАТ аэродрома Безымянка — часть 1.
Часть 2
Одобрение строительства не нужно. Вместо этого застройщики изучают ограничения и самостоятельно принимают решение о возможности проведения работ.
ЗОУИТ расположен в пределах следующих населённых пунктов:
- городские округа Самара, Чапаевск, Кинель, Новокуйбышевск;
- Красноярский, Красноармейский, Кинельский и Волжский районы.
В выложенном Минпромторгом документе (ссылки выше) более детальные схемы ПАТ, где можно понять, в какой именно части населённого пункта проходит граница.
Подзоны Безымянки.
1-я и 2-я имеют одинаковые границы и предназначены для взлёта-посадки судов и функционирования вспомогательных сооружений. Индивидуальные застройщики в эту зону не допускаются.
Третья покрывает не только большую часть Самары, но и близлежащие пригороды: Смышляевку, Новосемейкино, Зубчаниновку и другие. В ней запрещено строительство выше определённой отметки.
Для полного понимания расположения 3-й подзоны разработчики документации выделяют более крупные планы в графической части приказа.
4-я воспрещает размещение высоковольтных линий, мачт сотовой связи и телевидения, а также иных радиотехнических сооружений на различных частотах, в том числе: 110.494, 110.506 и 800-900 МГц.
В пятой не допускается создавать производства 1-4 класса опасности по СанПиН на пути следования самолётов.
В 6-й, которая охватывает почти всю Самару и пригороды, нельзя возводить:
- скотобойни;
- свинарники, коровники, птицефермы, рыбные хозяйства;
- мусорные полигоны.
7-я показывает местность с повышенными уровнями шума и электромагнитного излучения. Там запрещено строить жилые дома, больницы и школы, а также рекреационные объекты.
Аэродром Бобровка.
Является военным и располагается в 25 км к востоку от Самары. По факту занят местным ДОСААФ и используется для любительских полётов и прыжков с парашютом.
Околоэродромная территория не утверждена. Соответственно застройщики должны согласовать возведение ОКС, если он попадает в полосы воздушных подходов (ПВП) «Бобровки».
Проблема в том, что из-за военного статуса схемы ПВП не опубликованы в открытом доступе. Можно точно утверждать, что весь г. Кинель входит в ПВП.
Узнать о вхождении участка в ЗОУИТ, заказав 1 из документов:
- выписку из ЕГРН;
- ГПЗУ;
- геодезический отчёт.
Порядок часто меняется. Чтобы получить разрешение, необходимо обратиться с письменным запросом в ДОСААФ Самарской области по адресу: ул. Чкалова, д. 90. К заявке прилагается отчёт с геодезическими координатами землевладения. Срок – 1 месяц.
Аэродром Воскресенка.
Воскресенка – относительно новый центр малой авиации, открытый 23.02.2011 года. Располагается в 5 км к югу от Самары.
ПАТ не установлена, однако полосы подходов малой авиации затрагивают только часть г. Новокуйбышевска. Застройщикам, которые планируют там работы, следует обратиться за разъяснениями к старшему авиационному начальнику авиапарка «Воскресенка». Телефон – 8 (846) 205-09-00.
Аэродром Красный Яр.
Красный Яр – это спортивный аэропорт в 36 км от Самары. До развития города в северном направлении влияние «Красного Яра» на градостроительную политику было минимальным. Однако сейчас некоторые объекты в районе Новосемейкино требуют получения письменного согласия от владельца.
Чтобы получить согласование следует позвонить по телефону 8 (917) 101-37-80 в авиаклуб имени Еманова и уточнить, куда и в какое время следует направить заявление с приложенными документами.
Аэродром Кряж.
Имеет военный статус и находится в собственности МО РФ. Фактически используется как спортивный объект ЦСКА для обучения пилотов самолетов и вертолетов.
ПАТ не установлена. Собственники участков обязаны согласовать будущее строительство с ЦСКА города Самары. Для этого готовится заявление, которое подаётся по адресу: Куйбышевский район, Долотный переулок, 26Б («Соцгород»). Среднее время рассмотрения бумаг – 3-4 недели.
Аэродром Рождествено.
Рождествено находится на противоположном от центра Самары берегу реки Волга в одноимённом посёлке.
Это второй аэродром, принадлежащий Центральному клубу армии в Самаре. О «Кряже» мы говорили ранее. Согласование происходит аналогично – документы направляются на Долотный пер., 26Б.
Смышляевка.
Расположен рядом с «Безымянкой». До 1950-х гг. был основным авиаузлом Самары. Затем там осуществлялись местные авиаперевозки. С 2012 года официально закрыт, используется только для ремонта самолётов.
Уже более 10 лет согласовывать строительные работы со «Смышляевкой» не нужно, так как официальный статус - «посадочная площадка».
Рубрика: Согласование с аэродромом, Строительство
Теги: Самара, ПАТ, Приаэродромная территория, Курумоч, Безымянка, Кряж, Рождествено, Красный Яр, Бобровка, Смышляевка, Согласование, Строительство