Как заставить администрацию отремонтировать дорогу
Евгений Николаевич
Дороги с неудовлетворительным состоянием покрытия, отсутствие тротуаров для пешеходов и знаков ограничения скорости – эти недостатки дорожной инфраструктуры существенно снижают комфорт проживания в районе.
Существуют правовые методы, которые могут помочь улучшить дорожное хозяйство. Важно сразу оговориться, что единой эффективной процедуры нет. Содержание этой статьи складывается из правового опыта юристов нашей компании.
Этап 1. Собираем необходимую информацию в открытых источниках
Одно из самых первых действий – анализ плана ремонта проезжих частей в муниципалитете. Как правило, в этом документе всё расписано на несколько лет вперёд. Таким образом, возможно получить ясную информацию о планах госоргана на ремонт. Улицы могут ремонтироваться не только в рамках местных инициатив, но и федеральных. Например, «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Во многих городах суммы средств, которые выделяются по федеральной линии, в несколько раз превышают локальные ассигнования.
Анализируя сведения из вышеуказанного документа, следует обратить внимание на ответственное за её выполнение ведомство. Как правило, это учреждение, которое обязано поддерживать асфальт в нормативном состоянии. Именно это учреждение будет являться ответчиком при судебном споре.
Этап 2. Официальная переписка с чиновниками
Уделить время придётся не только изучению бумаг, но и общению со специалистами, работающими в муниципалитете, в сферу полномочий которых входит контроль за состоянием транспортной инфраструктуры. О них шла речь в предыдущем пункте. Получив ответы, можно понять, ждёт ли автодорогу ремонт или стоит готовиться к отстаиванию прав в суде.
Момент, который вряд ли будет найден в открытых источниках - находится ли дорога на балансе МО.
Таким образом, разумно направить запрос в орган местного самоуправления со следующей формулировкой вопросительной части: «внесён ли линейный объект в реестр муниципальной собственности?».
Это имеет первостепенное значение, поскольку если объект отсутствует в данном реестре, власти не имеют право выделять денежные средства на его ремонт и содержание. Выяснить, находится ли дорога на балансе, можно несколькими путями, самый простой из которых обратиться в мэрию за официальным ответом.
Стоит выяснить, какой статус имеет улица в соответствии с генеральным планом населённого пункта. От этого зависит набор характеристик, которым должна соответствовать улица по Сводам правил и ГОСТ. На практике, на этот вопрос сможет ответить структурное подразделение, в сферу компетенции которого входит градостроительство.
При обращении в ГИБДД гражданин имеет право потребовать провести анализ соответствия проезжей части требованиям ГОСТ и СП. Если нарушения подтвердятся, дорожная инспекция направляет местным властям требования об исправлении нарушений. Бездействие последних как раз и обжалуется заинтересованным лицом.
Этап 3. Защита интересов в суде
В рамках судебного рассмотрения разумно ставить требования о побуждении администрации к:
- Включению автомобильной трассы в реестр муниципальной собственности, если она там отсутствует.
- Внесению улицы в программу ремонта в населённом пункте.
- Обустройстве тротуаров для обеспечения безопасности пешеходов, установке дорожных знаков и искусственных неровностей в соответствии со сводами правил и ГОСТ.
Если, к примеру, элемент планировочной структуры уже находится в реестре, то данное исковое требование стоит убрать из заявления. Бывают ситуации, когда ремонт проезжей части запланирован даже в плане ремонта. Однако фактически работы не были проведены. В этом случае необходимо потребовать от должностного лица выполнения задачи и восстановления дороги в его рамках.
Подводя итог, стоит отметить отсутствие единообразной практики рассмотрения дел о побуждении к повышению качества покрытия. При подготовке пакета документов опытным юристом шансы на ремонт и обустройство необходимой дорожной инфраструктуры заметно повышаются.