Кто изменяет вид разрешенного использования
Евгений Николаевич
Изменение вида разрешенного использования земельных участков является административной процедурой, полностью урегулированной законом. Разумно возникают вопросы: кто уполномочен запросить изменение, куда направлять документы и кто ответственен за данный вопрос. Разберем эти и связанные с ними моменты.
Кто может обращаться за изменением вида?
Правообладатель земли. Однако есть нюансы в зависимости от типа права.
Для собственника всё наиболее просто: он единолично распоряжается своим имуществом. Если право принадлежит нескольким лицам, то придется делать запрос в госорганы каждому собственнику или одному из них с предоставлением согласия на изменение от других.
Арендатор земли имеет множество ограничений со стороны закона. Без согласия собственника, то есть муниципалитета или территориального управления Росимущества, корректировка вида невозможно. Получить согласие не всегда возможно: полный перечень оснований для отказа в заключении дополнительного соглашения к договору аренды имеется в одной из наших статей.
Кто вносит изменения в отношении вида в ЕГРН?
Вне зависимости от вида использования последнее слово всегда стоит за Федеральной службой регистрации, поскольку целевое назначение является характеристикой, которая вносится в ЕГРН.
При личном визите в Росреестр или посредством МФЦ правообладатель подает необходимый комплект документов с заявлением о внесении изменений в характеристики участка. У регистратора 10 рабочих дней на принятие решения.
Если появятся вопросы по обращению или негативные моменты, мешающие результату, регистратор, как правило, звонит лицу, указанному в заявлении, по номеру телефона.
В случае необходимости предоставления дополнительных бумаг процедура приостанавливается на основании уведомления.
Предполагается, что в течение этого срока происходит исправление недоработок заявителем, и возможно донести необходимый акт. По истечении периода при отсутствии действий со стороны землепользователя выносится уведомление об отказе в изменении.
Вместе с тем, если соблюдать процедуры и знать, какие бумаги нужно получить перед обращением в Росреестр, проблем не возникает. Об этом и пойдет речь далее.
Местная администрация
Вне зависимости от того, какой вид желается изменить – основной или условный, взаимодействие с администрацией необходимо. Кто именно занимается этим в органах местного самоуправления? Как правило, это структурное подразделение, занимающееся градостроительством или архитектурой.
В случае основного ВРИ делается запрос на предоставление сведений из ИСОГД с перечнем видов использования и указанием территориальной зоны, в которой находится участок. Оригинал документа позже сдается в Росреестр – он является основанием для внесения сведений.
Для согласования условного назначения предстоит более комплексная процедура: администрация фактически дает разрешение на изменение. Юридически это оформляется постановлением главы муниципального образования. Чтобы его получить, придется пройти процесс публичных слушаний (очных) или общественных обсуждений (онлайн). В это время основное общение заявителя происходит со специальной комиссией, в компетенцию которой входят подобные вопросы.
Когда никуда не нужно обращаться?
В случае, если землепользователь устанавливает вспомогательный вид разрешенного использования для своего участка, обращение в уполномоченные ведомства не требуется. Такая норма была введена только в начале 2022 г.
Таким образом, правообладатель выбирает вспомогательный ВРИ из перечня для своей территориальной зоны. Если такой вид имеется в списке, то законно сразу приступать к преобразованию участка в этом направлении: возведению котельной у магазина, хозблока/гаража на земле с частным домом и т.п.
Однако стоит оговориться, что при нарушении градостроительного регламента возникает основание для привлечения к административной ответственности. Ситуации могут быть различные: к примеру, в старой редакции Правил землепользования и застройки требуемый вспомогательный ВРИ был, а в современной редакции уже нет. В связи с этим, рекомендуем всегда сверяться с последней версией ПЗЗ, как до строительных работ, так и после возведения. Кто угодно из соседей или третьих лиц может обратиться в земельный контроль, который проводит проверки использования недвижимости.
Может ли суд изменить вид?
При получении отказа в административном порядке правообладатель земли имеет право обратиться в суд. Однако суд лишь признает факт наличия нарушенного права истца и обязывает уполномоченные учреждения повторно рассмотреть документы. Причина этого в том, что фемида не может подменять собой исполнительные органы власти. Поэтому, в любом случае, придется повторно взаимодействовать с госорганами, указанными в блоках выше.