Юридические нюансы договора хранения, связанные с кражей вещей
Евгений Николаевич
Можно ли получить компенсацию за украденные вещи из камеры хранения или гардероба?
Почти в каждом супермаркете имеются камеры хранения, куда покупатели могут поместить свои вещи на время похода за продуктами. Мы часто становимся их пользователями и даже не предполагаем, что в момент, когда закрываем ячейку на ключ и берем его с собой, мы становимся участниками гражданских правоотношений с магазином, а именно – заключаем договор хранения.
В аналогичной ситуации мы оказываемся, когда сдаем одежду в гардероб школы, университета, поликлиники или театра, когда получаем на руки «номерок».
По Гражданскому кодексу РФ договор хранения будет считаться заключенным в случае, если передача вещей будет сопровождаться выдачей жетона, расписки, карточки, подтверждающей сдачу вещей (ст. 887 ГК РФ). В силу той же правовой нормы – свидетельством заключения договора хранения будет являться получение ключа с биркой с номером в магазине.
Уже само по себе наличие камеры хранения в супермаркете (или гардероба в театре) является предложением заключить договор хранения, а, значит, объявления о том, что администрация не несет ответственности за оставленные вещи, не соответствуют закону и не освободят магазин (театр) от ответственности и от обязанности полностью компенсировать материальный ущерб.
Хранитель обязан принять все возможные меры для того, чтобы переданные вещи вернулись владельцу в целости и сохранности (ст. 891 ГК РФ). Об этом необходимо помнить всегда и тем более тогда, когда охранник магазина или продавец будет пытаться доказать Вам обратное, лишь бы Вы никуда не жаловались и забыли про свое утраченное имущество.
Более того, в законе установлен размер ответственности хранителя: он отвечает в размере полной стоимости утраченной вещи, а если вещь повреждена, то в размере стоимости ее повреждений (восстановительного ремонта).
Что же делать, если Ваши вещи все же были украдены из камеры хранения или гардероба?
Получается, что если Вы возвратились за переданной вещью и ее не обнаружили на месте, то Вам следует придерживаться следующего алгоритма действий, который поможет Вам добиться компенсации за утраченное (поврежденное) имущество:
- Первым делом вызовите полицию, которая зафиксирует сам факт произошедшего, опросит присутствующих и Вас. Обязательно расскажите сотрудникам все как можно более подробно, убедитесь, что в документах зафиксирован перечень пропавших вещей.
- Найдите свидетелей среди окружающих, запишите их данные и номера телефонов, узнайте у них, что они видели.
- Сообщите охраннику магазина или руководителю, попросите записи с камер видеонаблюдения.
- Напишите заявление в полицию о краже.
- Получите документы из полиции, где будут зафиксированы: дата, место, время события, список утраченных вещей и т.д. Пусть даже вора не найдут и выдадут Вам постановление об отказе в возбуждении уголовного дела – это для Вас совершенно неважно, поскольку Вам нужны доказательства самого факта события, т.е. ненадлежащего поведения организации, которая разместила камеры хранения или гардероб и не уследила за вещами.
- Соберите доказательства размера ущерба, т.е. стоимости потерянных вещей (это могут быть товарные или кассовые чеки, свидетельские показания, заключение экспертизы или отчет оценщика),
- Обратитесь в магазин/театр/поликлинику/университет, где пропали Ваши вещи, с претензией о добровольном возмещении ущерба. Претензия может быть предъявлена Вами лично, либо направлена по почте.
- Если Вам отказывают в выплате - собирайте документы для суда. Судиться придется с тем, кто взял ответственность за Вашу вещь, т.е. с ее хранителем. Помните, что воришку искать совершенно необязательно, ведь именно хозяин камер хранения принял обязательство по обеспечению сохранности вещи и не уследил за ней.
Поскольку отношения по договору хранения, где стороной является гражданин, а хранителем выступает организация, которая продает товары в розницу или оказывает услуги населению, даже если отношения, связанные с хранением, не были основаны на возмездных началах, регулируются Законом о защите прав потребителей. В описанных ситуациях покупатель в магазине или зритель в театре пользуются услугами по договору хранения для личных нужд, как сопутствующими по отношению к основной услуге, которые организуются для удобства посещения магазина или места досуга. Следовательно, на отношения сторон распространяется действие указанного закона.
Оно заключается в том, что помимо полного покрытия возникшего ущерба, хранитель, отказавший в удовлетворении претензии, компенсирует через суд моральный вред, который был причинен потерпевшему, а также штраф в размере 50% от всех взысканных в пользу потребителя денежных сумм.
В борьбе за свои права всегда нужно быть настроенным на победу, а также обратиться к грамотным специалистам за юридической помощью по представительству интересов в суде. Только тогда успех будет гарантирован.