Устранение недостатков в квартире застройщиком в 2024 году
Анастасия Андреевна
Распространённая ситуация – квартира в новостройке от застройщика имеет один или несколько недостатков. Дольщики защищены законом от неправомерных действий строительных компаний, в том числе в сфере качества жилья.
Данная публикация от наших специалистов ответит на большинство вопросов, которые связаны с устранением недостатков застройщиком:
- в течение какого времени можно обратиться к застройщику;
- какие документы нужны для исправления ошибок;
- каков порядок решения спора;
- как составить акт приемки, претензию и исковое заявление;
- каковы сроки.
Споры с застройщиком по устранению недостатков.
Это распространённая категория споров, которая разрешается как в досудебном, так и в судебном порядке. Что можно отнести к плохим характеристикам нового жилья:
- протечки в трубах;
- продуваемость окон;
- уменьшенный метраж по сравнению с договором;
- трещины в стенах и потолке;
- низкое качество радиаторов и системы отопления;
- отсутствие сантехнических приборов;
- грибок;
- планировка, отличная от указанной в проектной документации и т.п.
Список открытый. Выше указаны основные ошибки строителей.
При отстаивании своих прав важно подготовиться к тому, что спор может выйти в судебную плоскость, что потребует несколько месяцев.
Срок устранения недостатков квартиры.
Дефекты в квартире бывают видимыми и скрытыми. Видимые осматриваются при приёмке и указываются в акте осмотра. Скрытые могут быть обнаружены позднее в процессе эксплуатации.
В силу положений ФЗ-214 застройщик несет гарантийные обязательства в отношении конструктивных элементов в течение 5 лет с момента подписания акта приемки, в отношении коммуникаций – 3 лет. Это значит, что в течение этого времени владелец жилья вправе обращаться к девелоперу.
Если стороны договорились о необходимости ремонта, максимальное время для ликвидации проблем – 45 дней. Это положения п. 1 ст. 20 закона о защите прав потребителей.
Что делать, если застройщик не устраняет недостатки?
Необходимо придерживаться следующего алгоритма:
- Указать в акте приема-передачи все выявленные дефекты либо составить протокол разногласий к нему;
- Направить застройщику досудебную жалобу с отражением времени для ответа;
- Если ответа нет или он содержит отказ, готовить исковое заявление;
- Подать иск в суд, после чего принять участие в заседаниях;
- Получить на руки решение, которое вступило в законную силу, либо отстаивать свои интересы в апелляции и кассации, если девелопер подал жалобу.
Это общий порядок действий. Однако в разных ситуациях он различается незначительно.
Претензия застройщику.
Досудебное регулирование не является обязательным. Однако оно позволит в ходе суда взыскать штраф в размере 50% от присуждённой суммы. В претензии отражаются проблемы, которые выявил собственник, со ссылкой на нормы ФЗ-214 и закона о защите потребителей. Стандартный срок ответа на обращение – 10-15 дней. Если ответа нет или застройщик отказывается ликвидировать дефекты, необходимо идти в суд.
Исковое заявление для устранения.
Как мы уже говорили, у владельца есть набор требований, из которых он может выбрать нужные ему.
Собственник жилья имеет право потребовать от застройщика:
- устранения в разумный период;
- уменьшения суммы договора на определенную часть;
- возмещения расходов, если работы проведены самостоятельно.
Первый вариант стоит выбирать, если есть уверенность в добросовестности строительной компании. Иногда судебное решение ни к чему не приводит. Поэтому самое разумное – попросить уменьшить стоимость контракта на покупку или возместить оплату услуг подрядчика.
В среднем процесс длится 2-4 месяца при рассмотрении в 1-й инстанции. При апелляции добавляется ещё несколько месяцев.
Также велика вероятность проведения экспертизы. Возможно провести экспертное исследование до суда. Однако судья вправе не принять такой документ, если есть сомнения в завышении сумм или непредвзятости эксперта.
Рубрика: Строительство
Теги: Устранение, Недостатки, Квартира, Застройщик, ФЗ-214, 2024 год